Сегодня про франчайзинг начинают говорить все больше. Это действительно может стать еще одним способом развития бизнеса и выведения его на новый уровень. Но в каком случае франчайзинг будет выгодным товаром? Кому об этом действительно стоит задуматься? Попробуем разобраться.
Содержание страницы
Что такое франчайзинг
Сначала обозначим в общих чертах, что понимают под этим понятием. При этом виде рыночных отношений опытный владелец устоявшегося успешного предприятия продает право на использование бизнес-модели. Он будет называться франчайзером.
Другая сторона получает товарный знак, технологию, право действовать от имени успешного бренда. Такой начинающий предприниматель называется франчайзи.
Что является товаром во франчайзинге
На 99% он будет нематериальным. Франчайзер продает право на использование товарного знака, технологии ведения бизнеса, а также оказывает методическую, консультационную, маркетинговую помощь. Ко всему этому могут прилагаться и вполне осязаемые документы, стандарты, брендбуки, схемы. Однако товаром будут считаться именно сами права и знания, которые франчайзер дает своим франчайзи за определенную плату.
В более редких случаях речь может идти также о сырье и комплектующих. Это актуально, когда франчайзер является крупным производителем и продает права на производство определенной продукции.
В чем выгода франчайзинга
Подумать над этим стоит сразу по нескольким причинам:
- Дополнительная прибыль. Все франчайзи платят паушальный взнос – это основная и самая крупная сумма, которую получает владелец технологии на начальном этапе сотрудничества. Также здесь предусмотрены роялти. Так называют регулярные (обычно ежемесячные) платежи в виде процента от оборота. Кроме того, франчайзи может пользоваться рекламными и консультационными услугами франчайзера. За это также берется дополнительная плата.
- Расширение рынка. Часто бывает, что открывать еще одну точку в том же городе и регионе нет никакого смысла. Емкость рынка не позволяет расширяться там, где физически находится владелец бизнеса. Именно в этом случае франчайзинг позволяет покрыть другие регионы, повысив прибыль и узнаваемость бренда.
- Расчистка рынка от конкурентов. Те, кто потенциально могут прийти в нишу и потеснить успешный бренд, просто присоединяются к нему, купив франшизу.
Важно, что продавать права можно сколько угодно раз. Это значит, что получится долгое время наращивать количество франчайзи и повышать доход. А если речь идет о производстве физического продукта, то можно дополнительно зарабатывать на поставках сырья и комплектующих.
Кому подойдет франчайзинг
Чтобы продавать права на использование бренда и технологии, нужно иметь зрелый успешный бизнес, крепко стоящий на ногах и приносящий стабильную прибыль. Если говорить о конкретных нишах, то эта схема подойдет для многих предприятий, в том числе:
- Для небольших магазинов и лавок бижутерии, сладостей, товаров для животных, спортивного питания, многих других товаров.
- Для швейных ателье и сетевых мастерских по авторемонту, замене комплектующих для техники.
- Для салонов одежды, мебели.
- Для студий фитнеса, стретчинга, йоги, бьюти-услуг и массажа.
Ваш бизнес успешен, а процессы легко можно описать и вывести понятную рабочую технологию? Скорее всего, его можно упаковать под франшизу.
Если все это подходит под описание вашего предприятия, о продаже прав по такой схеме точно стоит подумать. Чтобы не ошибиться при составлении документов и учесть все тонкости, лучше обратиться к юристам. С этим помогут, например, в юридической фирме «Городисский и Партнеры».
Работал более, чем с 500 компаниями по всему миру. Владелец собственного бизнеса и блога.